Отказ в регистрации ИП: причины и дальнейшие действия

Налоговая обрабатывает документы на регистрацию в течение 3-х дней. По истечении срока вас зарегистрируют в качестве предпринимателя или предоставят уведомление в письменной форме с причиной отказа.
ФНС может отказать предпринимателю в постановке на учет по ряду причин. Чаще всего документы возвращают из-за неверного оформления, но могут быть и более серьезные основания. В некоторых случаях за вами сохраняется право исправить недочеты и подать документы повторно в течение 3-х месяцев без вторичной оплаты пошлины. Также решение ФНС можно обжаловать.
Содержание
  1. Основания для отказа в регистрации ИП
  2. Действия при получении отказа в открытии ИП
  3. Можно ли вернуть госпошлину

1. Основания для отказа в регистрации ИП

Самая распространенная причина отказа в регистрации предпринимателя – ошибки в документах. Например: неправильно заполненное заявление, ошибочные реквизиты ФНС, неполный пакет бумаг. Выявить данные недочеты могут сотрудники ФНС до регистрации, если вы подаете бумаги непосредственно в налоговую. При выборе других способов регистрации ИП предварительная проверка документов квалифицированными сотрудниками не проводится.

Если ваши документы заполнены верно, ФНС откажет только на веских основаниях:

  • Запрет на право ведения предпринимательской деятельности. Не вправе вставать на учет: госслужащие, недееспособные граждане, действующие предприниматели, банкроты со сроком давности до 1 года, военнослужащие, судимые – для отдельных видов деятельности, лица, для которых предпринимательская деятельность ограничена судебным решением.
  • Выбор запрещенной деятельности для ИП. Например: производство и продажа алкоголя, лекарств, обслуживание авиатехники, воздушные перевозки.
  • Иная веская причина. Полный перечень причин для отказа в регистрации ИП и юридических лиц приведен в ст. 23 ФЗ № 129 от 08.08.2001.

Чтобы избежать банальных причин отказа, связанных с неправильным оформлением документов, тщательно проверяйте пакет бумаг или доверьте его заполнение нашему бесплатному онлайн-сервису.

2. Действия при получении отказа в открытии ИП

Опираясь на причину отказа в уведомлении, вы можете:

  • Исправить ошибки и подать документы повторно
  • Дождаться окончания ограничений и подать документы на регистрацию снова
  • Обжаловать отказ ФНС в вышестоящем органе

На исправление ошибок без повторной оплаты пошлины, если отказ произошел по причине некомплектности документов, использовании старых бланков или ошибок в оформлении, вам отведено 3 месяца.

Если решение налоговой вас не устроило, вы имеете право обжаловать его в вышестоящую ИФНС, Центральный аппарат ФНС, а затем в суде – в порядке предложенной очередности. Жалобу в письменном виде вы можете подать в течение 3-х месяцев с момента отказа. Рекомендуем вначале обратиться к руководству инспекции, в которую вы подавали документы.

3. Можно ли вернуть госпошлину

Если вы успеваете исправить ошибки в 3-х месячный срок, платить пошлину повторно не нужно. Это касается таких причин отказа в регистрации: некомплектность документов, использование неактуальных бланков заявлений, ошибки в оформлении документов.

Если вы уже попытались встать на учет, а вам отказали по иной причине, вернуть уплаченную пошлину вы уже не сможете.

Если же физ. лицо оплатило пошлину за регистрацию в качестве ИП, но передумало становиться предпринимателем, уплаченную сумму можно вернуть, направив в налоговую заявление с приложением квитанции.

Откройте ИП онлайн или скачайте все документы!
Что бы вы ни выбрали - это бесплатно! Наш онлайн-сервис подскажет, как открыть ИП онлайн через выбранный вами банк. А если для вас не подходит онлайн-регистрация, мы подготовим все документы для создания ИП с учетом новых изменений закона. Документы будут доступны для скачивания. Также вы сможете выбрать банк для открытия расчётного счёта на лучших условиях!