Как зарегистрировать ИП через МФЦ
МФЦ экономит не только время - электронный документооборот позволит избежать уплаты госпошлины в 800 рублей.
1. Зачем регистрировать ИП в МФЦ
Регистрирующая налоговая часто всего одна на крупный город или область. Она может находиться достаточно далеко от вас. А вот МФЦ обычно расположены в каждом районе. Добраться до них может быть проще. Кроме того, при подаче документов в некоторых МФЦ можно не платить госпошлину.
У каждого МФЦ имеется сайт, где вы найдете информацию по графику работы, местонахождению центров, сможете оформить предварительную запись.
- Центров обслуживания на порядок больше, чем ведомств ФНС (соотношение в Москве 127:1);
- Лист записи ЕГРИП в бумажном виде вы можете получить в том же МФЦ, через который передали документы;
- Экономия на пошлине, если МФЦ передает документы в ИФНС в электронном виде.
- Консультация “по минимуму” — сотрудники не занимаются регистрацией ИП, они только удостоверяют личность и передают бумаги по назначению;
- Заявление на УСН придется подавать отдельно в ИФНС;
- Не все центры используют электронный документооборот - при отсутствии такового, необходимо всё же оплатить госпошлину;
- Срок регистрации увеличивается на время передачи документов в налоговую.
2. Какие могут быть проблемы при открытии ИП через МФЦ
МФЦ выполняет лишь функцию посредника между ФНС и заявителем. Выбранный вариант регистрации имеет свои особенности:
- Подавать заявление на регистрацию ИП через МФЦ удобно, если вы тщательно проверили документ и удостоверились в отсутствии ошибок. В отличие от специалистов налоговой, сотрудники МФЦ не компетентны в технических требованиях к форме Р21001 и не укажут вам на недочеты.
- Срок регистрации предпринимателя увеличивается до 7 дней. Если вы торопитесь получить документ, выбирайте обращение в ФНС - тогда, вы станете ИП уже через 3 дня.
- Если МФЦ не работает с электронным документооборотом, вы должны предоставить квитанцию об оплате госпошлины на реквизиты центра, а не налоговой.
- МФЦ не принимают почтовые отправления с документами на регистрацию ИП - вы должны прийти лично или обратиться через доверенное лицо.

3. Подача документов через МФЦ пошагово
Стать предпринимателем через МФЦ вы сможете в 3 шага:
- Шаг 1 - сбор документов;
- Шаг 2 - запись на приём и передача документов;
- Шаг 3 - получение листа записи ЕГРИП.
Список документов для регистрации ИП через МФЦ повторяет перечень бумаг для налогового органа. Исключение - уведомление о применении спец. режима налогообложения, оно подается именно в налоговую.
Список документов для регистрации ИП:
- Заявление по форме № Р21001;
- Оригинал (при личной подаче) и ксерокопия паспорта заявителя.
Подготовив документы, вам останется записаться на прием в МФЦ.
Как записаться на приём?
- С помощью любой поисковой системы выберите ближайший центр МФЦ.
- Убедитесь, что выбранный центр принимает документы на регистрацию ИП - позвоните лично или изучите список услуг на сайте.
- Оформите запись на прием через электронную форму на сайте, используя учетную запись “госуслуги”. Если данный тип авторизации вам не подходит - свяжитесь с центром по телефону и уточните возможность визита в удобное вам время.
- Лично или через представителя подайте пакет документов. Если регистрацией занимается ваше доверенное лицо, требуется доверенность от нотариуса.
Не откладывайте запись на последний день. МФЦ выделяют всего 20% талонов на предварительную запись.
Как получить результат регистрации?
Документы о регистрации физ. лица в качестве индивидуального предпринимателя ФНС вышлет вам на электронную почту, указанную в форме Р21001.
Если вам нужны документы о регистрации ИП в бумажном виде, вы сможете получить их в том же центре, в который обращались с первичными документами.
Срок регистрации в налоговой составит те же 3 дня, остальное время уходит на пересылку документов.
Дополнительные возможности МФЦ
Помимо регистрации в качестве ИП МФЦ будут полезны вам по таким вопросам:
- Внесение изменений об индивидуальном предпринимателе;
- Закрытие ИП;
- Прием отчетности предпринимателей;
- Обработка запросов на предоставление выписок, справок, актов;
- Регистрация сделок с недвижимостью и пр.
Многофункциональные центры не смогут полностью заменить налоговый орган по функционалу, но существенно сэкономят ваше время и добавят комфорт в решении базовых задач.